Стремление «назад к природе», кажется, заложено в нас на подсознательном уровне. Этим обусловлена популярность продукции с пометками «Eco», «Bio», «Organic» и т.п. — кажется, что уж такая-то косметика точно будет полезной для кожи! Так ли это на самом деле и как выбрать действительно стоящие средства?
Отличия и особенности органической и натуральной косметики
Оба вида подразумевают отказ от использования синтетических материалов в пользу природных, экологичных аналогов — причем это касается не только состава средств, но и их упаковки, процесса производства. Можно ли сказать, что это одно и то же? Не совсем.
Органическим считается только то сырьё, которое было выращено и получено в местах, соответствующих строгим экологическим стандартам земледелия. Поэтому, например, дикорастущие лесные травы или экзотические тропические растения, вырастить которые «в неволе» не представляется возможным, под это определение не подпадают.
Гарантии и сертификаты
В странах ЕС и США (а с 1 января 2020 года — и в России) использование термина «Organic» должно подтверждаться специальным сертификатом, для получения которого производителю нужно доказать соответствие определенным критериям:
- Отсутствие синтетических компонентов;
- Процентное соотношение ингредиентов природного происхождения в составе;
- Их источники происхождения, экологичность зоны произрастания;
- Соответствие техник и процессов, используемых при производстве, а также упаковочных материалов стандартам проверяющего органа.
А вот термины «натуральная/эко-/био-косметика» в большинстве стран никак не регулируются (при том, что сертификаты, подтверждающие натуральность состава продукции, существуют, производителям не обязательно получать их для того, чтобы поместить на упаковку эти слова). И значит, фактическое содержание «зелёных» компонентов в составе этих средств — исключительно на совести производителя.
Это вовсе не значит, что такая косметика обязательно уступает по качестве сертифицированной органике — на современном рынке достаточно ответственных брендов и эффективных, действенных продуктов, не перегруженных синтетическими добавками. Однако отсутствие четкого регламента означает, что при выборе средств, позиционируемых как натуральные, потребителю придётся уделить особое внимание полному составу: растительный компонент, указанный крупным шрифтом на лицевой части упаковки, вполне может оказаться в конце листа ингредиентов, затерявшись среди искусственных заменителей.
Сертификаты COSMOS
COSMOS — международная независимая организация, объединившая схемы сертификации органической и натуральной продукции стран ЕС с целью создания единого стандарта. При оценке COSMOS учитывается не только качество и состав финального продукта, но и процесс его создания от «А» до «Я»: экологическую чистоту земель, на которых выращивается сырье, технологию его обработки и все этапы производства средства: упаковку, маркировку, хранение и транспортировку. Большое значение уделяется использованию материалов, безопасных для окружающей среды и здоровья человека и уважительному, осознанному подходу к ресурсам и благосостоянию окружающей среды.
Ингредиенты, допустимые к использованию в косметике по стандартам COSMOS, делятся на 5 категорий:
- Физически обработанное натуральное сырьё – может иметь растительное, животное или микробное происхождение. Под запретом — ГМО, виды, находящиеся под угрозой исчезновения.
- Химически обработанное натуральное сырьё, соответствующее критериям, обозначенным в предыдущем пункте, обрабатываемое с применением производственных технологий, отвечающих принципам «Зеленой Химии» и соответствующее строгим требованиям касательно биоразлагаемости и токсичности.
- Вода должна соответствовать гигиеническим стандартам.
- Минералы и сырьё минерального происхождения, получаемые из материалов, образующихся в результате естественных геологических процессов (за исключением ископаемого топлива) и тщательно очищенные с применением допустимых технологий.
- Прочие ингредиенты из ограниченного списка допустимых консервантов, денатурирующих добавок и других синтетических веществ, постоянно обновляющегося при условии доступности «зелёных» аналогов.
Использовать сырьё животного происхождения разрешается, если:
- Оно произведено животным, но не является частью животного.
- Процесс его получения не влечёт за собой смерть соответствующего животного.
- Оно было получено с использованием допустимых стандартом технологий и процессов.
Также подразумевается полный отказ от тестирования на животных конечного продукта и его составляющих.
При подсчете органической составляющей учитываются все компоненты природного происхождения в составе:
Ингредиенты, запрещенные в стандарте COSMOS:
- синтетические консерванты (парабены, феноксиэтанол);
- искусственные красители и отдушки;
- производные нефтепродуктов и минеральные масла;
- пропиленгликоль;
- лаурилсульфат натрия;
- ГМО;
- наноматериалы (за редким исключением).
COSMOS Organic
- Не менее 95% наименований физически обработанного натур. сырья в составе средства имеют органическое происхождение.
- Доля сырья органического происхождения в общей массе конечного продукта составляет не менее 20%.
- Исключение составляют смываемые средства, неэмульгированные водосодержащие продукты, а также продукты, содержащие от 80% минерального сырья — для них минимальная доля органики в общей массе конечного продукта равна 10%.
Определение органического происхождения сырья происходит в соответствии с Регламентом Совета Европейского Союза 834/2007.
COSMOS Natural
- Отсутствуют количественные требования по содержанию компонентов органического происхождения.
- Действует запрет на использование наименований из «черного списка» (см. выше).
- Все компоненты в составе также должны принадлежать к пяти вышеобозначенным категориям.
Как узнать, что косметика одобрена COSMOS?
Ищите на упаковке особые значки. Поскольку сертификация проводится несколькими организациями в разных странах, значок будет состоять из двух частей: логотипа организации и надписи «COSMOS ORGANIC» или «COSMOS NATURAL» в нижней части.
Начиная с 2017 года, проходя сертификацию в любой из пяти компаний-учредителей, любой продукт автоматически получает право на использование логотипа COSMOS соответствующего типа. Однако на данный момент на упаковках можно встретить значки-логотипы этих органов и без пометки COSMOS ORGANIC/NATURAL. Это значит, что средство прошло сертификацию до 2017 года и с тех пор его рецептура не менялась.
Другие европейские стандарты
Распространенные в США стандарты
Гринвошинг
Гринвошинга (англ. greenwashing, по аналогии с whitewash — «отбеливание») — это практика приписывания натуральности/экологичности продуктам, которые на самом деле таковыми не являются. В начале статьи мы уже затронули тему того, что использование маркетинговых терминов «эко», «био» и «натуральный», по сути, никак не регулируется, поэтому такие случаи, увы, нередки.
Примерами гринвошинга могут быть как прямые (и ничем не подкрепленные) заявления о натуральности продукта, например «на основе трав» или «живая косметика», так и использование в упаковке нарочито «природного» дизайна, крафтовых материалов, и т.п.
Чтобы убедиться в достоверности заявлений о происхождении продукта:
- Посмотрите, есть ли на упаковке подтверждающий значок.
- При его отсутствии внимательно изучите состав: заявленные растительные экстракты в нем должны находиться ближе к началу списка, а синтетические вещества — в конце.
С доскональным «чтением» состава помогут специальные приложения и сайты, а чтобы сходу исключить вещества, которые не должны встречаться в натуральной и органической косметике, воспользуйтесь нашей таблицей:
«Зелёные» бренды и линейки
Royer
Royer Cosmetique — французский бренд профессиональной косметики на основе муцина улитки, направленной на поддержание молодости и упругости кожи и помогающей в борьбе с несовершенствами. Этичность производства гарантируется наличием собственной улиточной фермы и запатентованного бережного процесса получения слизи.
La Biosthétique — Botanique
Фито-линейка Botanique французского бренда профессиональной косметики La Biosthétique включает средства для ухода за кожей и волосами, на 100% состоящие из растительных компонентов и дополненные уникальными ароматерапевтическими композициями на основе эфирных масел от создательницы парфюмерии из Берлина Тани Бохниг (Tanja Bochnig).
Weleda
Немецкий холистический бренд Weleda не нуждается в представлении — за почти столетнюю историю своего существования он стал пионером в этой области, сумев создать по-настоящему «рабочие» средства без капли химии и поставив высокую планку для других производителей. Философия производителя заключается в том, что косметика не должна «улучшать» состояние кожи — она должна побуждать организм совершенствовать сам себя.
GUAM
Активным действующим веществом в составе косметики GUAM является комплекс морских водорослей, разработанный в Институте глубоководных исследований LACOTE s.r.l. в Италии. Начало линейке бренда положили средства для ухода за телом, предназначенные для борьбы с целлюлитом и направленные на поддержание тонуса и упругости кожи, а на настоящий момент в ассортименте можно найти также косметику для лица и волос.
EOS
Варианты «без химии» можно найти и в линейке аппетитных бальзамов для губ американского бренда EOS. Питательная формула с маслами ши и жожоба и оливы, пчелиным воском и витамином E дополнена экстрактами фруктов, ягод и растений, придающими каждой из версий уникальный аромат.
Caudalie
Манифест бренда Caudalie (с говорящим названием «Косм’Этика») подразумевает полный отказ от использования парабенов, феноксиэтанола, минеральные масла, ГМО, парафина, синтетических красителей, лаурет-сульфата натрия, фталатов и сырья животного происхождения. В основе средств — компоненты, полученные из винограда: полифенолы из косточек являются мощными антиоксидантами, ресвератрол из побегов лозы имеет омолаживающее действие, а виниферин из сока лозы — эффективный компонент против пигментных пятен.
И это лишь небольшая часть огромного ассортимента средств, вдохновленных целительной силой природы. На волне популярности движения «чистой красоты» новых продуктов и брендов с натуральными составами становится больше и больше с каждым днём — теперь вы знаете, как отличить их в общей массе.
Стоит отметить, что присутствие синтетических компонентов — вовсе не признак того, что продукт «опасен» или «токсичен». Любое средство, попадающее на полки магазинов, проходит ряд тестов и исследований, доказывающих его безопасность. Поэтому выбор в пользу органической или натуральной косметики — вопрос личного предпочтения, а не категорическая необходимость.
Если вы твердо нацелились исключить из ухода за кожей все синтетические добавки, не забывайте проверять наличие у косметики соответствующих сертификатов и тщательно изучайте состав перед покупкой. А ещё — уделяйте особое внимание срокам годности и не забудьте освободить для натуральных бьюти-помощников полочку в своём холодильнике, чтобы их формула радовала вас своими полезными свойствами как можно дольше.
Автор - Марина Канухина.